Воспитатели группы
Мочалова Инна Владимировна -первая квалификационная категория
Конопатова Наталья Валерьевна - первая квалификационная категория
Наша группа
Уважаемые педагоги и родители, предлагаем вам наш опыт работы:
конспект занятия по развитию речи для детей 6-7лет "Волшебные задания" подготовила воспитатель Чернова И.В.
конспект занятия по ФЭМП для детей 5-6 лет "Хаврошечка" подготовила воспитатель Чернова И.В.
конспект совместного развлечения с родителями "Посиделки у самовара" подготовила воспитатель Чернова И.В.
Для вас, педагоги.....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.
Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей.
Диапазон представляется единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей по русским народным сказкам. Вся эта работа тесно связанна с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.
Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.
3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.
4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.
На начальном этапе необходимо выявить степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого нужно провести первичный мониторинг, который обозначит проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, необходимо составить перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на несколько лет.
При организации предметно - развивающей среды нужно учитывать, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
Итак, система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе должна быть:
- театральная зона с различными видами кукольного театра;
- уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;
- костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;
- ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы».
Хорошо привлечь родителей принять участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. Так же взаимодействие с семьей предполагает:
Индивидуальные беседы с родителями. Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей. Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми. Советы и рекомендации психолога.
Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.
Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.
Классификация театрализованных игр для детей, используемых в разработанной системе:
Дети с удовольствием овладевают актёрским мастерством в театрализации русских народных сказок; получают знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; овладевают навыками народно-прикладного творчества.
Таким образом, можно прийти к выводу, что система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщению его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даст, несомненно, положительные результаты. Данную работу следует вести систематически и постоянно, находя новые методы, приёмы, опираясь на содержание старых добрых сказок.
конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет "Разноцветные мячи", подготовила воспитатель Конопатова Н.В.
конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет "Поздравим наших мам" подготовила воспитатель Конопатова Н.В.
конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет "Жили у бабуси" подготовила воспитатель Конопатова Н.В.